На протяжении многих лет миланская выставка не только является самой крупной торговой площадкой в мире, но и отражает передовые дизайнерские тенденции. Так что же это за тенденции?
СТОРИТЕЛЛИНГ – это ключ к интерпретации выставки 2015 года. Рассказывать истории, создавать настроение, вести диалог, играть цитатами: эти приемы вошли в сферу дизайна, который когда-то был узкой профессиональной сферой, а сегодня все больше и больше становится частью стиля жизни и личного опыта человека. Вот почему в 2015 году дизайнеры  РАССКАЗЫВАЮТ ИСТОРИИ — преимущественно о КРАСОТЕ. Конечно, определить красоту невозможно, ведь для каждого она своя, но дизайнеры борются за право предложить свое представление об этом явлении, время от времени погружаясь в совершенно новые области эстетики.
Дизайнеры ищут разные источники вдохновения: это могут быть известные артисты, литературные персонажи и интересные места. Эта тенденция особенно ярко проявляется на Мебельном салоне 2015. Направления года: Майами (что также означает непредсказуемое возвращение стиля 80-х), Северная Европа (минимализм в пастельных тонах) и Африка, как средиземноморская, так и центральная (и здесь тема путешествий сочетается с концепцией ЭТНИКИ).
 
Начнем с последнего «пункта назначения». Вдохновение можно направить так, как это сделал Себастьян Бернье (Sebastian Bergne), создавая журнальный столик-контейнер "Shorty"   для  компании TOG, или  Хайме  Айон  (Jaime   Hayon) и  Cassina,   –  проникшиеся первой волной африканского влияния в Европе.  Испанский дизайнер извлек из работ Ле Корбюзье странных деревянных идолов. «Почти религиозный вызов», ─ говорит об этом Хайон. Итальянский дуэт Лучиди-Певере (LucidiPevere), создавая новый диван “Yak” для компании De Padova, искал вдохновение в потерянных горах Монголии. В фонаре "Honey", выполненном Раффаэллой Манджаротти (Raffaella Mangiarotti) и Марко Равина (Marco Ravina) для компании Serralunga, можно увидеть влияние китайской культуры. Наконец, молодой итальянский дизайнер Джорджио Бонагуро (Giorgio Bonaguro) создал «корень» для компании Driade — вазу "Root" из прозрачного пирекса с клубнем из цветного стекла внутри.
 
Этнические мотивы быстро растворяются в концепции ЛОКАЛЬНОСТИ — именно ее сегодня считают главным средством завоевания мирового рынка. Как в 50-е годы стремились к всемирно признанной красоте, так сегодня идиомы и диалекты являются новым эсперанто. Например, в студии Ronan & Erwan Bouroullec создали новый язык — франко-финский. Услышать его можно в композиции "Kaari", созданной для компании Artek. В предметах коллекции массив дерева поддерживается изогнутым металлом, сочетая плотницкую простоту и явно выраженный стиль шведской мебели 70-х годов.
 
Развитие концепции локальности задал, конечно же, кулинарный дизайн. РАБОТЫ РЕМЕСЛЕННИКОВ (естественно, оформленные в индустриальном ключе) являются одной из наиболее актуальных тенденций.  Например,  для компании Alessi  на разделочных досках и деревянных тарелках из бука умельцы из Валле Строна выгравировали рисунки, придуманные Марселем Вандерсом (Marcel Wanders).
 
Тенденция локальности, кажется, уже превзошла НОРДИЧЕСКИЙ МИНИМАЛИЗМ, который доминировал в прошлом году. Естественно, его все еще можно увидеть, проходя по павильонам. Самое интересное, что оставил в наследство этот стиль – это идея преобладания поиска над готовой формой. Примером может послужить типологическое ИЗОБРЕТЕНИЕ в модели откидного письменного стола "Fju", созданной дуэтом Kaschkasch для компании Living Divani. Этот стол легко превращается в удобный настенный карман для документов. Другой пример — модель Лоренцо Дамиани (Lorenzo  Damiani),  разработанная для компании Campeggi. Настенная конструкция "Bed Sharing" состоит из отдельных матов, которые можно вынимать и использовать при необходимости. Не менее интересны те случаи, когда минимализм соединяется непосредственно с ВЕЛИКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ. Например, компания Thonet представляет диван "2002", спроектированный Кристианом Вернером (Christian Werner). Двойная трубчатая рама из массива дерева огибает сомье, практически стоящее на полу.
 
На противоположном географическом полюсе находится МАЙAМИ, ставший в 2015 году наравне с Москвой и Дубаем одной из трех точек доминирования богатого декоративного стиля, максималистского, но не китчевого. Его признаки мы находим у Fiam в зеркале "Ginevra", разработанном Данте О. Бенини (Dante O. Benini) и Лукой Гонцо (Luca Gonzo) совместно с албанским мастером Хелидоном Ксикса (Helidon Xhixha), у Gallotti&Radice в круглом столе "Oto" цвета бронзы, меди или оружейного металла, созданном Габриеле и Оскаром Буратти (Gabriele и Oscar Buratti) и у Flou в новой модели кровати "Iko", выполненной Родольфо Дордони (Rodolfo Dordoni).
 
Мир путешествий, рассказов и эмоций естественно влечет за собой особую цветовую палитру. Так, цвет 2015 года, по мнению компании Pantone, ─ это «марсала» (или красно-коричневый). Однако кроме него есть и другие тона, не менее специфические.
 
Вся гамма намеренно сделана «грязной», богатой оксидами и пигментами. К примеру, три цвета, выбранные Сэмом Бэроном (Sam Baron) для коллекции ваз "…Issima!" от Bosa — «чирок», «черника» и «ячмень». Безусловно, актуален также ГРАДИЕНТ: например, от красного до фиолетового, как в модели дивана "“Glider", созданной Роном Арадом (Ron Arad) для компании Moroso.
 


 
Еще один интересный тренд 2015 года – это НАРИЦАТЕЛЬНОСТЬ. Все просто: «ваза ─ это ваза», а «стул ─ это стул». Определения, несомненно, тавтологические — и это одновременно следствие современной жизни, полной страхов, и попытка вернуть себе психологическую уверенность. Именно этот путь выбрал известный английский архитектор Дэвид Чипперфильд (David Chipperfield) в сотрудничестве с немецким брендом e15,  изготовив абсолютно простые стол ("Fayland"),   скамью ("Fawley")   и табурет ("Langley") из массива дуба. Таким же образом («шкаф – это шкаф») можно охарактеризовать проект "Prism" дизайнера Токудзина Ёсиоки (Tokujin Yoshioka), выполненный для компании Glas Italia: два кубометра воздуха заключены в прозрачный кристалл. А фразой «бержер – это бержер» можно определить кресло "Santa Monica Home", полностью выполненное из текстиля Жаном-Мари Массо (Jean-Marie Massaud) для компании Poliform.
Еще одна тенденция 2015 года, пока только начинающая проявляться, это ДЕТСКИЙ МИР (если не в качестве товарной группы, то, безусловно, в качестве аллегории).
 
Например, деревянные куклы со съемными элементами на магнитах “Wooden Dolls Cat und Dog”, разработанные Александром Жираром (Alexander Girard) в 1952 г., сегодня вновь появились среди товаров компании Vitra.  Другой пример —    игра "Concentric  Puzzle",   созданная Ариком Леви (Аrik  Levy) для компании Danese, которая возрождает традицию дидактических игр Энзо Мари (Enzo Mari). Атмосферу СКАЗОК создают идеализированные животные Bosa: единорог Сэма Бэрона (Sam Baron), утка-слон Хайме Айона (Jaime Hayon), экзотический тукан Ионны Вотрин (Ionna Vautrin) и хитрая лиса студии Lanzavecchia+Wai.
 

 
Напоследок скажем о Мартино Гампере (Martino Gamper), «жонглере» итальянского дизайна, который словно бросает кольца из изогнутого дерева, чтобы попасть в табуретку "Cirque" от Gebrüder Thonet Vienna .

В поисках мифов наши современные «дизайнеры-рассказчики» не могли не достичь Олимпа ВЕЛИКИХ ДИЗАЙНЕРОВ ПРОШЛОГО. Многие обращают внимание на Шарлотту Перьен (Charlotte Perriand), красивую и смелую женщину, действительно предвосхищавшую тренды. Кроме компании Cassina, которая перевыпустила некоторые из ее шедевров, даже технологический проект коллекции звукопоглощающих панелей “President”, разработанный Филиппом Нигро (Philippe Nigro) для компании Caimi Brevetti, образно говоря, обязан французской героине.
 
Великому итальянскому аутсайдеру в области проектирования Карло Моллино (Carlo Mollino) с блестящей иронией подражает ivdesign.it в разработке стола “Schegge” для компании Valsecchi 1918. Poltrona Frau представляет один из немногочисленных предметов обстановки, журнальный столик “Bird” 1952 г., созданный величайшим скандинавским дизайнером Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala, 1915 г.р.). Что касается забытых героев, вернее, забытых героинь (ЖЕНСКИЙ ДИЗАЙН, безусловно, в тренде 2015 года), эта выставка, похоже, специально посвящена Нанде Виго (Nanda Vigo), вечной спутнице величайших артистов 60-70-х годов, от Фонтана до Мандзони. Она возвращается с некоторыми своими работами, например, пуфом "Blocco" 1971 г. от Driade и со своим великим уроком.

 

Яндекс.Метрика