Свет занимает особое место в культурном контексте 2015 года. Неслучайно этот год объявлен ЮНЕСКО Международным годом света и световых технологий. Как физическое явление свет и по сей день таит в себе множество загадок. Именно об этом рассказывает Аттилио Стокки (Attilio Stocchi) в своей инсталляции «ИСКРА. Свет — это голос» (FAVILLA. Ogni luce una voce). В метафизическом смысле интерпретация света еще сложнее. Об этом пишут философы и теологи, напоминая, что история человечества началась со слов "Fiat Lux" (« Да будет свет!»).
 
2015 год — это еще и год проведения Международного салона освещения (Euroluce). Каковы же основные тенденции этой отрасли? Что объединяет ее с миром мебели и в чем их различия?

Прежде всего, в отличие от мебели, свет, выражаясь метафорически, ведет тяжелую борьбу. Что здесь имеется в виду, можно увидеть в павильонах Euroluce 2015. Речь идет о борьбе материального и нематериального. Миновала начальная стадия, когда и дизайнеры, и производители только присматривались к такому явлению, как светодиоды. Теперь же быстрое развитие этой технологии, по сути, свело на нет сам смысл существования традиционных осветительных приборов. Такие аргументы, как долгий срок службы и зачастую отсутствие необходимости замены светодиода в течение всего периода эксплуатации прибора перевешивают все прочие доводы о функциональности и размерах. Таким образом, сама манера проектирования освещения претерпела кардинальные изменения, а в современном искусстве создания Света выделилось две противоположных тенденции.
 
Первая —   это МАКСИМАЛЬНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ размера лампы, а в перспективе – ее слияние с архитектурной оболочкой. Вторая – ВОЗВРАТ К ФОРМЕ, которая ставит привлекательность образа выше функциональности.
 
Примером первой тенденции служит модель "Edgelighting", выполненная из тончайшего оргстекла (1,5 см) по проекту Эрнесто Джизмонди (Ernesto Gismondi) для фабрики Artemide. Или же модель "Fosbury" – лаконичный луч света, созданный Давиде Гроппи (Davide Groppi) для фабрики Davide Groppi. И наконец, модель "Orb" –  гладкий шар, разработанный Büro Famos  для фабрики Modoluce.
 
Второй подход проповедует мастер Инго Маурер (Ingo Maurer), создавший ироничный памятник лампе накаливания ("Monument for a bulb"). Ту же тенденцию отражает модель "Stochastic", созданная молодым норвежским дизайнером Дэниэлем Рибаккеном (Daniel Rybakken) для фабрики Luceplan: «облако» шаров из боросиликатного стекла с серебряным напылением, как бы заодно служащее и источником света.

Кроме того, среди ставящих на первое место форму тенденций выделяется ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ. Примером здесь может служить настольная лампа с кронштейном "Astolfo" в виде рыцарского копья, разработанная Амедео Дж.
 
Кавалкини (Amedeo G. Cavalchini) для фабрики Lumencenter, или же «скворечник» с лампой («золотым яичком»), сверкающей внутри него (модель "June Bird",  созданная Ариком Леви (Arik Levy) для фабрики Danese).
 
Разумеется, ощущается и некоторая НОСТАЛЬГИЯ по буржуазному стилю начала прошлого века. Ее выразил дизайнер Гарт Робертс (Garth Roberts) в модели торшера с плиссированным абажуром "Fliegenbein", созданной для фабрики J.T. Kalmar. Еще один пример — впечатляющая люстра "Lincoln" от Barovier&Toso, где шары из дутого стекла, выполненные в старинной технике, закреплены на каркасе с покрытием из розового золота. Та же романтическая ностальгия, но на этот раз в футуристическом ключе, прослеживается и в люстре “Chlorophilia” от фабрики Artemide, разработанной Россом Лавгроувом (Ross Lovegrove). В этой модели невесомые воздушные листья не только создают свет, но и проецируют тени. Еще одна волшебная и в то же время технологичная модель — лампа "Volée", созданная Одо Фьораванти (Odo Fioravanti) для фабрики FontanaArte. Лампа включается от удара по мячику, будто в теннисе, и выключается сама собой после 8 часов работы (функция "time out").
 
В заключение можно отметить, что основная тенденция выставки Euroluce 2015 так же, как и Мебельного салона, заключается в умении РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ. В этом году современные дизайнеры превратились в настоящих сказочников.

 

Яндекс.Метрика